Авось, я к (уже сегодняшнему) экзамену эти примеры лучше запомнюСама психология морали изучает процессы, связанные с определением, восприятием и проживанием опыта добра и зла, "хорошо"/"плохо", и связанным с ними чувством ought - того, что должно делать. Как мы становимся нравственными или безнравственными, и на чем основывается моральное и аморальное поведение.
Суть эволюционной теории в том, что понятия правильного поведения в группе помогают оной процветать (а не просто выжить), и мы можем проследить потенциальные основы, на которых скорее всего зародилась человеческая мораль. Что также объясняет, почему мы эмоционально реагируем на несправедливость и зло - эмоции есть признак древности и глубины систем, на которых все это базируется.
А дальше иллюстрации про ближайших братьев наших меньших, 4 аспекта, необходимых для развития моральной системы в группе (категоризация достаточно условна и многие типы поведения можно отнести сразу к нескольким аспектам):
1. Sharing & Exchange, Reciprocity - А ну делись едой! + Взаимность.
читать дальшеИ делятся. Как пассивно - пусть другая макака тоже здесь пасется, не буду ее гнать. Но это может объясняться просто нежеланием вступать в конфликт, а то визг, укусы - нафиг.
Но есть и активная дележка, особенно в экспериментах: клетка, барьер, одной обезьяне дали ведерко с вкусностью, другой - нет. У капучинов самки делятся взаимно, то есть в ответ на поведение другого животного - делиться, если другой делится; захавать себе, если другой жаден. Самцы делятся не взаимно, то есть без каких-то четких закономерностей, но в целом, более щедро.
По одной из гипотез, разделение пищи повышает статус, и привлекает половых парнеров и союзников. Но самое интересное, это теория расчетливой взаимности:
С теми, кто щедр, делятся чаще. Дележка в среднем сбалансирована по диадам и отслеживается. Сколько ты мне сегодня, столько и я тебе, хотя не обязательно завтра. Зато груминг сильно влияет на баланс. Если я тебе и еду, и блох повычесывал сегодня, то хрен я тебе еду дам завтра! И наоборот: если ты меня сегодня обхаживал вниманием, то я тебе, сегодня же, еду. Ну и еда за секс - вообще классика жанра.
При этом, у шимпанзе уважается чужая собственнось (respect of possession): даже лидер группы скорее попросит у более низкого по статусу зверя найденное лакомство, чем отберет. Антропологи, впервые зафиксировавшие это поведение в 1971 году, долго подбирали челюсти.
Отслеживаются не только хорошие поступки, но и плохие. У шимпанзе распространена прямая месть; у макак прямой мести не наблюдается, но есть непрямая: члену семьи обидчика. И если кто-то наехал на друга или партнера по обмену едой и нежностями, то ух, на него тоже надо наехать или как минимум, ни хрена ему не дать.
Удивительно тут то, что такое поведение требует нехилого когнитивного аппарата, чтобы отслеживать кредиты и задолженности по дням и модальностям, и переводить их друг в друга.
Нарушители принципов взаимного обмена получают пендюлей от всего сообщества. Скупцов не любят, с ними не делятся и их можно обижать. Здесь могут крыться корни моральной агрессии (moralistic aggression) - желания влепить всяким сволочам, с которым мы все знакомы.
2. Conflict Resolution - Разрешение конфликтов.
читать дальшеКонфликты между индивидуумами внутри группы необходимы для возникновения морали. Муравьи миллионы лет работают друг на друга, но моральных систем у них не предвидится. Конфликты ведут к механизмам их разрешения и примирения. Таких механизмов несколько.
Контроль сверху:
- Всякие ритуалы, по которым самцы ниже по иерархии признают чужое главенство, и драться становится не нужно. Чем более неравные сообщества, тем больше эти ритуалы формализированы.
- Вмешательство лидирующих особей в чужие разборки с раздачей пинков всем, кто продолжает конфликт (control role).
И даже, не обязательно лидирующих: детеныш или самка могут встать между дерущимися самцами. Звери с хорошей репутацией, хотя и не альфы, тоже могут гасить чужие конфликты.
Реконсилиация, или примирение. Вот это самая прелесть:
- Объятия, поцелуи. Пол не важен - главное, что такое поведение происходит намного чаще после конфликта. Опять же, чем более эгалитарное сообщество у обезьян, так чаще они активно мирятся. А чем выше неравенство и иерархичность, тем меньше примирений.
- Два самца крепко подрались, хмуро сидят подальше друг от друга. Приходит самка, начинает вычесывать одного самца, затем призывно, оглядываясь, отходит от него. Он следует. Она идет к другому самцу и начинает гладить его. Первый самец следует за самкой и не смотрит на другого. Самка садится между ними, а они у нее с разных сторон блох вычесывают. Потом самка отходит, а самцы переходят друг на друга. Если самцы - карликовые шимпанзе бонобо, то они и сексом могут заняться. Так что биологические антропологи все скопом попадают под закон про пропаганду гомосексуализма, потому что у обезьян это нередкий и эффективный способ разрешения конфликтов. Бонобо так вообще трахаются в любых конфигурациях, и имеют наиболее эгалитарную общественную организацию из всех обезьян, с минимумом агрессии. Их за это даже окрестили "Make love, not war chimpanzee". Между прочим, как и обычные шимпанзе - наш самый близкий родственник.
3. Empathy and Sympathy. Эмпатия и Симпатия. Понять, что чувствует другой - и озаботиться этим.
читать дальшеНачинается с так называемой заученой адаптации (learned adjustment), когда звери ведут себя иначе с детенышами, подростками и инвалидами, чем с обычными взрослыми - тут и уменьшение приложенной силы в играх, и повышенная толерантность к поведению, которое обычно наказывается. У шимпанзе, матери, раскалывающие орехи, замедляют движения, когда за ними наблюдают детеныши.
Оно отличается от инстинктивной родительской заботы тем, что направлено не только на своих - а на любых мелких и даже взрослых немощных. Одна японская макака в заповеднике родилась без ладоней и ступней, педположительно из-за пестицидов - и дожила до глубокой старости, потому что ей позволили влиться в доминантную группу. Она пыталась вычесывать других выше по статусу, что естественно было неуклюже и неэффективно без пальцев - но ее ухаживания принимали и отвечали на них.
Обезьяны могут реагировать на чужой дистресс повышенной собственной нуждой в комфорте от физического контакта. Есть много наблюдений еmotional contagion - разделение/"заражение" чужими эмоциями, стандартного для человеческого общества. Они также могут искать утешения - когда после конфликта, атакованный взрослый ищет знакомого или мать, чтобы обняться. Реже, но также наблюдается активное утешение: наблюдатель конфликта приходит обнять участника после проигрыша. Опять же, главное, что частота подобного поведения существенно выше после стресса, чем просто так. Активное утешение обычно происходит после наиболее серьезных конфликтов. Интересно, что оно свойственно только высшим обезьянам, а не всем видам, из-за уровня когнитивного развития и/или агрессии в сообществе.4. Community Concern - Забота о сообществе.
читать дальшеСюда входят все виды поведения, не привязанные напрямую к разрешению конфликта, которые ведут к осознанию себя как членов группы и увеличению гармонии в сообществе. Потому что от этого все выигрывают.
Шимпанзе-наблюдатели могут прыгать от радости и обнимать друг друга, когда наблюдают рождение детеныша, или окончание драки.
Интересно то, что послушание/пассивность/конформизм (docility) тоже является подобным механизмом. Не всем быть лидерами и постоянные стычки за влияние вредят группе - группа в целом имеет преимущество, если какие-то ее члены спокойно принимают чужое руководство собой.
Ну и конечно же, ничего из этого не отменяет дичайшей агрессии против других групп, и серьезной жестокости, которая может вспыхивать внутри группы. Но просто такая взаимная сторона социального общения тоже серьезно развита.